Какой масляный фильтр лучше выбрать
Вопрос о выборе масляного фильтра рано или поздно встает перед любым автолюбителем. А уж для тех, кому приходится заниматься обслуживанием коммерческой спецтехники, этот вопрос важен вдвойне - ведь их особенно заботит сочетание экономичности и надежности. Суть проблемы всегда примерно одна: покупать оригинальный фильтр за его стоимость или можно можно сэкономить, поставив аналог, и это будет безопасно? В ноябре 2019 года, в офисе компании “ПНЕВМОМАШ” мы распилили пробные образцы масляных фильтров для популярной модели экскаваторов JCB 3CX и провели сравнительный обзор основных элементов фильтров нескольких производителей.
По итогам этого “распила” было записано видео, которое Вы можете посмотреть здесь, а в этой статье расскажем, на что стоит обратить внимание при выборе масляного фильтра и ответе на извечный вопрос: “оригинал” или “аналог”?
Разумеется, однозначного ответа на этот вопрос нет и каждый владелец техники отвечает на него сам и рискует только сам. Наша задача - помочь избежать этих рисков. Для начала ответим на вопрос, почему не стоит бояться ставить “аналог” (это касается не только фильтров, но и вообще запчастей в целом):
- “Оригиналы” и “аналоги” часто делают на одних и тех же заводах, просто на одну партию ставят логотип производителя машин и она стоит дороже, а на другую - всего лишь логотип завода-изготовителя. Конечно, чтобы точно разобраться в этом, необходима дополнительная информация - но суть уловить легко: доля “наценки за бренд” в “оригинальных” фильтрах и запчастях зачастую составляет 20-50% от стоимости.
- “Неоригинальные” продукты чаще всего производятся компаниями, которые специализируются на определенном виде запчастей для разных брендов - в нашем случае, на масляных фильрах. Поэтому их инженеры имеют дело с разными моделями фильтров и разными конструктивными решениями, и обладают более богатым опытом сравнительного анализа разных моделей, чем специалисты по производству фильтров одного бренда. А значит - они могут предложить более удачное решение.
Но какие могут быть отличия в конструкции такой простой вещи, как масляный фильтр, спросите Вы? Да, масляный фильтр - это не система интеллектуального впрыска, но и здесь есть важнейшие узлы, которые могут работать по-разному и влиять тем самым на работу двигателя. Именно поэтому те, кто покупает фильтр по принципу “берем самый дешевый и не паримся” очень сильно рискуют. В случае с автомобильными фильтрами есть примеры того, как под видом дешевых “аналогов” продавался пустой корпус без фильтрующего элемента внутри - то есть, по сути дела, муляж фильтра. Чтобы такого не произошло, надо хотя бы примерно представлять себе основные элементы фильтров и их предназначение.
Металлический корпус: главная его задача, чтобы он подходил по размерам и хорошо накручивался. Масляный фильтр почти всегда расположен так, что риск прямых механических повреждений корпуса минимален, однако логично предположить, что чем толще и качественнее металл корпуса - тем меньшему риску подвергается содержимое. В случае с масляными фильтрами HOMOPARTS сравнение нашего фильтра для популярного экскаватора JCB 3CX с оригинальным фильтром, а также с одной из самых недорогих и популярных моделей на рынке от производителя Sakura показало, что наши корпуса - даже прочнее оригинальных.
Крышка (тарелка) масляного фильтра: важный элемент, который должен плотно примыкать к корпусу двигателя и в котором находятся отверстия, через которые масло поступает в фильтр (несколько отверстий по кругу) и выходит из фильтра в двигатель (большое отверстие в центре). Сравнивая крышки разных производителей, мы заметили, что у недорогого “аналога” производства Sakura вальцовка крышки, обеспечивающая ее примыкание к бортику, сделана не по всей окружности (как у оригинала и у фильтров HOMOPARTS), а в четырех “точках” - это также показатель стремления “сэкономить на всем”, что должно настораживать.
На крышке крепится уплотнительное кольцо (оно же “резинка”, “прокладка” или “уплотнитель”). От него зависит плотное примыкание фильтра к корпусу двигателя. Потеря плотности чревата подтеками масла, что может создать уже вполне очевидные проблемы. Поэтому важно, чтобы кольцо было достаточно широким и хотя бы на несколько миллиметров выступало над поверхностью фильтра, чтобы компенсировать возможные неровности на корпусе двигателя. Также важно, чтобы резина была достаточно мягкой на ощупь и не имела повреждений - все это легко проверить своими руками перед установкой фильтра. Сравнительный тест фильтров показал, что уплотнительное кольцо на фильтре HOMOPARTS по параметрам ничем не отличается от кольца на оригинальном фильтре JCB, а вот кольцо фильтра Sakura - более узкое и резина на нём более жесткая, что может привести к преждевременному износу.
Под крышкой находится противодренажный клапан - он не дает маслу стекать из фильтра обратно в поддон, когда двигатель заглушен. Чтобы увидеть его и оценить его качество, необходимо уже вскрывать корпус. Главные отличия - в дешевых моделях (как Sakura) этот клапан сделан из обычной резины, а в более “продвинутых” (в случае с JCB 3CX это оригинал и HOMOPARTS) - из силикона, который более устойчив к воздействию температур и агрессивных сред. Также в дешевых моделях (как Sakura) есть практика “встраивать” этот фильтр в саму крышку, облегчая таким образом конструкцию и делая ее менее жесткой.
Большую часть пространства внутри фильтра занимает собственно фильтрующий картридж, жесткость примыкания которого к крышке и противодренажному клапану обеспечивается пружиной - конструкция ее может быть разной, но наиболее распространенный в оригинальных моделях вариант - это пружина с прогрессивной навивкой (именно такая используется и в оригинальных фильтрах, и в фильтрах HOMOPARTS). Сам же картридж состоит из корпуса - металлической катушки, к боковым стенкам которой крепится фильтровальная бумага. Центральная трубка картриджа имеет перфорацию - через эти отверстия масло, пройдя через бумагу, попадает внутрь трубки и по ней уже подается через выходное отверстие в двигатель. Здесь имеет смысл обратить внимание на тип перфорации - в “продвинутых моделях” (“оригинал” и качественные “замены”, такие как HOMOPARTS) отверстия не круглые, а продолговатые - это обеспечивает большее рассеивание потока горячего масла и снижает риск прорыва фильтровальное бумаги под его давлением.
Также эксперимент по распилу образцов фильтров разных производителей показал на примере фильтра Sakura, что у производителей дешевых фильтров верхняя крышка может не быть жестко закреплена на трубке (обычно с помощью точечной сварки) и держится только на фильтровальной бумаге - очевидно, что это тоже сильно увеличивает риск обрыва бумаги.
В нижней части трубки картриджа находится перепускной клапан (переливной клапан) - он отвечает за то, чтобы при потере пропускной способности фильтра, когда он засоряется и давление в трубке падает, масло могло попадать в обход фильтрующего слоя внутрь трубки и по ней - в двигатель. Таким образом, этот клапан обеспечивает бесперебойную подачу масла в двигатель и является страховкой на случай непредвиденных засоров - поэтому размер и мягкость хода этого клапана очень важны для защиты двигателя.
Наконец, рассмотрев основные элементы конструкции масляного фильтра, перейдем к его главной (но не единственной!) составляющей - фильтровальной бумаге. Очевидно, что качественная фильтровальная бумага должна быть достаточно толстой, в идеале - многослойной, чтобы обеспечивать максимальную фильтрацию, но при этом не должна быть жёсткой, чтобы минимизировать риск разрыва. В рамках нашего теста мы попробовал расслоить бумагу всех производителей - в случае с оригиналом JCB и HOMOPARTS это получилось, а вот бумага Sakura упорно не расслаивалась и всё время пыталась порваться, что свидетельствует о ней как наиболее тонкой и жесткой (соответственно - дешевой) среди тестируемых образцов.
Говоря про бумагу, важно отметить, что HOMOPARTS ипользует для своих продуктов фильтровальную бумагу HOLLINGSWORTH & VOSE - бумага этого бренда используется и в подавляющем большинстве оригинальных фильтров, и в качественных аналогах, являясь дополнительной гарантией качества продукции.
В завершение приводим сводную таблицу, сделанную по итогам сравнительного “распила” трех масляных фильтров для экскаваторов JCB 3СX, исходя из которой Вы можете убедиться, что фильтры HOMOPARTS по основным параметрам максимально близки к оригинальным фильтрам в отличие от продукции компании Sakura. Если принять во внимание тот факт, что среднерыночная стоимость этих двух брендов находится в одном сегменте, то можно сделать вывод о том, что масляные фильтры HOMOPARTS достойны того, чтобы быть рассмотренными в качестве экономичной замены оригинальных фильтров.
Советуем посмотреть видео о распиле фильтров.
Сравнение характеристик масляных фильтров
JCB | SAKURA | HOMOPARTS | |
---|---|---|---|
Толщина стенки корпуса | 0.8 мм | 0.6 мм | 0.9 мм |
Навивка подпорной пружины | прогрессивная | обычная | прогрессивная |
Вальцовка крышки (тарелки) | окружность | 4 точки | окружность |
Уплотнительная резинка крышки | ширина 4 мм высота 1 мм мягкая | ширина 3 мм высота 0.8 мм жесткая | ширина 4 мм высота 1 мм мягкая |
Распылитель на противодренажном клапане | есть | есть | |
Материал противодренажного клапана | силикон | резина | силикон |
Ход перепускного клапана | мягкий | жесткий | мягкий |
Жесткость картриджа | сварен | верхняя крышка крепится на бумаге | сварен |
Перфорация внутренней трубки картриджа | прямоугольная объемная перфорация | круглые отверстия в одной плоскости | прямоугольная объемная перфорация |
Площадь бумаги | 2.4 кв.м | 3 кв.м | 2.6 кв.м |
Толщина и структура фильтровальной бумаги | на ощупь самая толстая, можно разделить на 2 слоя | на ощупь тонкая, разделить на 2 слоя невозможно | на ощупь плотная, можно разделить на 2 слоя |